о Хадже

Когда пророк Ибрахим (а.с.) закончил постройку Каабы, Всевышний Аллах велел ему призвать людей совершить паломничество к священной Каабе. Ибрахим, мир ему, сказал: «О Творец мой! Я буду призывать, но услышат ли они мой зов?» Всевышний Аллах ответил: «Ты призывай, Я доведу до них твой зов». Тогда Ибрахим (а.с.) повинуясь велению Создателя, начал призывать: «О люди! Ваш Господь обязал вас совершать паломничество - хадж к Каабе, совершайте же хадж». И все, чьи души по воле Аллаха услышали призыв Ибрахима (а.с.) ответили ему словами «Лаббайка» («Я повинуюсь и готов служить Создателю»). Сколько раз душа отозвалась, ответив «Лаббайка» на призыв Ибрахима (а.с.) столько же раз, соответственно, человек в своей жизни совершает Хадж.

 ДОСТОИНСТВА СОВЕРШЕНИЯ ХАДЖА

 ХАДЖ как большой, так и малый, является одним из пяти столпов Ислама, и каждый свободный мусульманин, достигший совершеннолетия, имеющий физическую и материальную возможность, обязан совершить его один раз в своей жизни. Пророк Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Кто умрет, не совершив хадж, имея физические и материальные возможности, пусть умирает иудеем или христианином». Этот хадис предупреждает о большой вероятности того, что этот человек умрет в неверии.

Говоря о достоинствах хаджа, пророк Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Принятый Аллахом хадж вознаграждается Раем». Также пророк Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Кто совершит паломничество к Каабе, тот очистится от всех грехов так, как был чист в день своего рождения». Есть еще изречение Пророка (с.а.в.с.): «Совершающие паломничество к Каабе - гости Аллаха. Он даст им то, что они будут просить, примет их покаяние и простит им грехи. Аллах примет их мольбы и не откажет им в их ходатайстве». Сподвижник Пророка (с.а.в.с.) Умар, сын Хаттаба (а.с.), говорит: «Всевышний Аллах прощает грехи паломникам и тем, за кого они попросят, в течение месяцев зулъ-хиджа, мухаррам, сафар и двадцати дней месяца раби' аль-аввалъ».

 Подготовка к совершению хаджа

Тем, кто собирается в хадж, необходимо представить себе величие этого столпа Ислама и быть готовым терпеливо переносить трудности, которые ждут его в этом нелегком пути. Хадж напоминает, что в любой день и в любой час может случиться так, что человеку придется отправиться в путь, который намного длиннее и труднее пути хаджа, - путь в вечность, в загробный мир, а принятый Аллахом хадж может намного облегчить трудности предстоящего путешествия. Поэтому, прежде чем выехать в дорогу, паломник должен раскаяться в своих грехах. Желательно, прощаясь с родными, близкими, соседями, братьями по вере, просить у них прощения за причиненные обиды, по мере возможности вернуть все имеющиеся материальные и моральные долги. Если у него есть семья и родители, он обязан оставить им все необходимое, в чем они могут нуждаться до его возвращения. Желательно брать в дорогу средства, дозволенные Шариатом, достаточные для оказания помощи спутникам, ибо каждый рубль, израсходованный на пути хаджа, вознаграждается тысячекратно. Также желательно найти богобоязненных спутников, которые помогут в служении Аллаху.
Обратите внимание на то, что запрещается отправляться в путешествие без разрешения кредитора, если имеется просроченный долг.

 Этика начала пути

Перед выходом из дома желательно совершить два paкaama намаза, в первом ракаате после чтения суры «Аль-Фатиха» читать суру «Алъ-Кафирун», во втором ракаате - суру «Аль-Ихлас» и после намаза просить у Всевышнего Аллаха помощи в совершении хаджа, силы, чтобы перенести трудности пути, терпеливого отношения к спутникам и сохранения семьи в благополучии до своего возвращения. Путь хаджа является испытанием характера и силы веры человека, поэтому необходимо проявить терпение и понимание к спутникам, избегать ссор, быть в мире и согласии с товарищами. Также необходимо помнить о важности соблюдения всех намазов - сунна не только дома, но и в пути, ведь награда за них может быть намного больше вознаграждения за совершаемый необязательный хадж.

 Обязательность хаджа

Cовершение хаджа и 'умры является разовой обязанностью каждого свободного, здорового мусульманина, достигшего совершеннолетия, имеющего физическую и материальную возможность.

Если здоровье или возраст не позволяют мусульманину, имеющему материальную возможность, самому совершить хадж, он обязан поручить совершить хадж за себя другому мусульманину, полностью оплатив ему эту услугу.

Для совершения хаджа и 'умры за живого человека необходимо получить у него разрешение. Совершение хаджа и 'умры за покойного разрешается любому мусульманину без каких-либо условий.
Совершить хадж за другого мусульманина разрешается только тому, кто уже совершил за себя свой обязательный хадж.
Если женщина совершает хадж в первый раз, достаточно, чтобы она находилась в обществе других женщин, где чувствует себя в безопасности. Если женщина желает совершить хадж повторно, необходимо, чтобы ее сопровождал муж или близкий родственник (махрам).
Если мусульманин умер, не совершив обязательный для него хадж, имея на это возможность, хадж совершается из его наследства.
Время вступления в хадж и 'умру
Время вступления в состояние ихрама для совершения большого хаджа наступает с началом месяца шавваль и продолжается до утренней зари десятого дня месяца зуль-хиджа. Если паломник не успел принять намерение для совершения хаджа до истечения этого времени, он не может совершить хадж в этом году. 'Умру можно совершить в любое время в течение всего года.

Место вступления в хадж и умру

Принять намерение вступить в исполнение обрядов хаджа и 'умры необходимо в определенном месте - микате. Для кавказских паломников микат хаджа находится в Медине и называется Зуль-Хулайфа.
Для вступления в 'умру после завершения хаджа нет определенного миката, достаточно выйти за границы Харама. Но желательно принять намерение для 'умры в одном из трех самых лучших мест: в Худайбияте, Жи'ранате или самом известном из трех микатов - Тан'име, где находится мечеть'Айши (а.с.), супруги Пророка (с.а.в.с.).

Основные обряды (рукну) хаджа

Хадж состоит из шести основных обрядов (рукну), без совершения которых он считается неисполненным (эти же обряды являются основными обрядами малого хаджа - 'умры, кроме пребывания в местности Арафат):

принятие намерения вступить в состояние ихрама для совершения обрядов хаджа;
пребывание в местности Арафат после полудня девятого дня месяца зуль-хиджа;
совершение тавафа алъ-ифаза после возвращения из местности Арафат;
срезывание или бритье волос на голове;
совершение са'ю между холмами Сафа и Марва;
совершение этих обрядов, соблюдая определенный порядок.

Обязательные обряды (ваджиб) хаджа

Кроме основных обрядов (рукну), хадж включает в себя пять обязательных обрядов (ваджиб), не-исполнение которых не портит хадж, но облагается штрафом:
вступление в состояние ихрама для совершения обрядов хаджа в определенном месте - микате;
проведение десятой ночи месяца зулъ-хиджа в местности Муздалифа;
проведение в местности Мина трех ночей, начиная с десятого дня месяца зулъ-хиджа;
кидание камешков в местности Мина в опреде-ленные места - джамарат;
совершение прощального тавафа (таваф аль- вада') при отбытии из Мекки.
Если паломник не исполнит один из пяти вышеперечисленных обязательных обрядов (ваджиб), он обязан выплатить штраф - совершить жертвоприношение в Мекке. Если же у него на это нет средств, он должен поститься 10 дней: 3 дня в Мекке, а остальные 7 - после возвращения на родину.

 

Виды Хаджа:

 

Существует три вида хаджа. Каждый паломник должен выбрать для себя один из трех видов хаджа
1. Таматту'
малое паломничество ('умра)                   
хадж
Обязанность принести в жертву животное.
Паломник входит в состояние ихрам с намерением совершить малое паломничество ('умру) в месяц шавваль, зу-ль-ка'да или в первые десять дней месяца зу-ль-хиджа. Надев ихрам, он говорит:
"Ляббайка 'умратан мутаматти'ан биха иля-льхаджжи"
(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением со¬вершить 'умру, дабы затем выполнить обряды
хаджа)
Затем он совершает обход Ка'бы (таваф), са'и между холмами Сафа и Марва, подстригает волосы и завершает, таким образом, малое паломничество ('умру), выходя из состояния ихрам. Все запреты с него снимаются. Восьмого зу-льхиджы он снова входит в состояние ихрам в том месте, где он находится, с намерением совершить хадж и выполняет все его обряды от начала и до конца. На него возлагается обязанность принести в жертву одного барана или участвовать в жертвоприношении верблюда или коровы, оплатив одну седьмую часть стоимости животного. Если же он не найдет жертвенное животное, то ему над¬лежит поститься три дня во время хаджа и семь - по возвращении домой.
2. Кыран
малое паломничество ('умра)
хадж
Обязанность принести в жертву животное.
Паломник входит в состояние ихрам с намерением сразу совершить и малое паломничество {'умру), и хадж. Надев ихрам, он говорит:
"Ляббайка 'умратан ва хаджжан"
(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру и хадж)
По прибытии в Мекку он совершает приветственный обход Ка'бы (таваф аль-кудум), затем семь раз проходит между холмами Сафа и Марва (са'и) одновременно для 'умры и хаджа, и продолжает оставаться в состоянии ихрама. Восьмого зу-ль-хиджы он начинает совершать хадж и выполняет все оставшиеся обряды 'умры и хаджа одновременно, кроме ходьбы между холмами Сафа и Марва (са'и), потому что он уже сделал это после обхода Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум). На него возлагается обязанность принести в жертву одного барана или участвовать в жертвоприношении верблюда или коровы, оплатив одну седьмую часть стоимости животного. Если же он не найдет жертвенное животное, то ему надлежит поститься три дня во время хаджа и семь - по возвращении домой.
3. Ифрад
Только хадж.
Нет обязанности приносить в жертву животное.
Паломник входит в состояние ихрам с намерением совершить только хадж. В микате он говорит:
"Ляббайка хаджжан"
(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить хадж)
По прибытии в Мекку он совершает приветственный обход Ка'бы (таваф аль-кудум), проходит между холмами Сафа и Марва (са'и) для хаджа и продолжает оставаться в состоянии ихрама, пока не закончит все обряды. Принесение в жерт¬ву животного для него не является обязанностью, потому что он совершает только хадж без 'умры.
Лучшим видом хаджа для того, кто не гонит с собой жертвенное животное, является таматту', потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам совершать именно его.

 Способы совершения хаджа и 'умры

Хадж и 'умру можно совершать тремя разными способами.
Ифрад - паломник принимает намерение вступить в хадж на месте микат после наступления месяца шавваль.
Таматту' - паломник принимает намерение приступить к исполнению обрядов 'умры на месте микат после наступления месяца шавваль, а намерение приступить к исполнению обрядов хаджа, он принимает в Мекке.
Киран - паломник принимает намерение вступить в обряды хаджа и'умры, соединяя их в одном ихраме, на месте микат после наступления месяца шавваль.
Совершение хаджа и 'умры двумя последними способами облагается штрафом, как за упущение обязательного действия (ваджиб): жертвоприношение в Мекке, а при отсутствии возможности - соблюдение 10-дневного поста, 3 дня - в Мекке, а остальные 7 - после возвращения на родину Но если паломник, который исполнил обряды 'умры способом таматту вернется в свой микат, чтобы принять намерение вступить в обряды хаджа, или для этого он выйдет за пределы территории Харама на расстояние самого близкого к Мекке миката, он освобождается от этого штрафа.
Самым высокочтимым из трех вышеперечисленных способов по мазхабу имама Шафии является первый, поскольку этот способ труднее совершить физически, а по мазхабу имама Абу Ханифы предпочтительнее второй способ, поскольку он труднее в материальном отношении.

Подготовка к вступлению в обряды хаджа

Как было сказано раньше, дагестанские паломники обязаны принять намерение вступить в обряды хаджа в микате Зуль-Хулайфа, который также называют Абару 'Али, расположенном в окрестностях лучезарной Медины. По прибытии в микат паломникам желательно совершить полное ритуальное омовение в честь вступления в исполнение обрядов хаджа или 'умры. Предварительно следует удалить лишние волосы с тела, постричь ногти, использовать благовония. Мужчины обязаны снять всю обычную одежду и надеть одежду ихрам, то есть покрыть тело двумя кусками материи, желательно белой, а вместо обычной обуви надеть открытые тапочки. Если паломник не имеет при себе одежду ихрам, ее можно приобрести на месте. Женщины могут носить любую обувь и одежду, которая не закрывает лицо и кисти рук.

 Вступление в обряды паломничества

После этой подготовки паломникам желательно совершить в мечети двухракаатный намаз-сунна в честь принятия намерения вступить в обряды паломничества. После совершения намаза:
если паломник решил совершить паломничество способом ифрад, он принимает намерение следующим образом: «Я намереваюсь вступить в совершение обрядов хаджа, и я приступаю к его исполнению ради Всевышнего Аллаха».

Если паломник решил совершить паломничество способом таматту', он принимает намерение следующим образом: «Я намереваюсь вступить в совершение обрядов 'умры, и я приступаю к ее исполнению ради Всевышнего Аллаха».

Если паломник желает совершить паломничество способом киран, он принимает намерение следующим образом:
«Я намереваюсь вступить в совершение обрядов хаджа и 'умры, соединив их вместе, и я приступаю к их исполнению ради Всевышнего Аллаха».

После вступления в хадж до бросания камней в 10-й день месяца зулъ-хиджа желательно как можно больше произносить «Лаббайк»:

Запретные для паломника действия

После принятия намерения приступить к совершению обрядов паломничества до его завершения паломникам запрещаются:
супружеская близость и сопутствующие этому действия (поцелуи и т.п.);
участие в совершении обряда бракосочетания;
использование благовоний и других ароматических веществ;
соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица и головы;
удаление волос с любой части тела, преднамеренное или случайное;
удаление любой части ногтя без необходимости;
для мужчин - ношение без необходимости обычной одежды и обуви (кроме открытых тапочек); покрытие головы без необходимости (головным убором, ихрамом, рукой и т. д.);

для женщин - закрытие лица и кистей рук без необходимости;
охота, а также покупка и употребление дичи аль- Харама;
повреждение растительности аль-Харама.

 Штраф за совершение запрещенных действий

Совершение вышеперечисленных запрещенных действий (без уважительной причины для некоторых из них) является греховным и облагается штрафом.
Если паломник преднамеренно, зная, что это является запрещенным, вступил в половую близость до бросания камней в день Курбан-байрама и удаления волос, его хадж считается испорченным. В любом случае хадж необходимо довести до конца и возместить в последующие годы как можно быстрее.
Кроме этого, муж обязан принести в жертву верблюда, если нет такой возможности - то корову, если и это невозможно - семь баранов. При отсутствии возможности жертвоприношения он обязан выплатить стоимость верблюда деньгами. Если нет и такой возможности, то обязан соблюдать пост столько дней, сколько муддов пшеницы, риса и т.п. можно купить за цену верблюда.

Полным штрафом в виде жертвоприношения, или соблюдения трехдневного поста, или раздачи шестерым беднякам Харама по 2 мудда пшеницы (приблизительно 1,5 кг.) каждому облагается совершение следующих запрещенных деяний:
половая близость после бросания камней в десятый день месяца зулъ-хиджа и удаления волос (до совершения тавафа аль-ифаза);
сопутствующие половой близости действия (по¬целуи и т.п.);
совершение бракосочетания для себя или для других;
использование благовоний и других ароматических веществ;
соприкосновение любых жиров с волосами лица и головы;
преднамеренное ношение обуви, сшитой одежды, покрывание головы любым способом, а также укрытие женщиной лица и кистей рук. (Если по уважительной причине мужчина надел одежду или покрыл голову или женщина закрыла лицо или кисти, они освобождаются от греха, но не от штрафа).

Преднамеренное или случайное удаление разом или подряд трех волос или трех ногтей. Удаление одного волоса или ногтя облагается штрафом в размере одного мудда, то есть около 650 гр. пшеницы, а удаление двух волос или ногтей облагается двумя муддами (около 1,5 кг пшеницы) соответственно.
Также облагается штрафом охота на дичь Харама и уничтожение его растительности, о чем при необходимости можно узнать у алимов.
Если паломник совершит эти запретные действия случайно, забыв что он находится в состоянии ихрама, он не обязан выплатить штраф, кроме в случае удаления волос и ногтей, охоты на дичь Харама и уничтожения его растительности.